Школьный стресс. Часть 2

ASD

 

    

 

 

Подавляющее большинство учителей (60-70%) считают основным качеством, определяющим успешность обучения трудолюбие (прилежание, дисциплинированность, отношение к учебе). Не больше трети педагогов выделяют способности ребенка, понимая под ними комплекс качеств – внимание, память, мотивацию и т. п. Среди факторов, определяющих успешность обучения, называются условия семейного воспитания, требования к ребенку в семье, качество домашней работы (выполнение уроков, дополнительные занятия) и многое другое. И лишь единицы выделяют индивидуальные особенности развития детей, соответствие условий обучения их возможностям, состояние здоровья, отношение к ребенку окружающих взрослых.

 

 

 

За последние годы положение ребенка в школе практически не изменилось, несмотря на бесконечные разговоры о повышенном внимании к здоровью школьников, лично-ориентированному и дифференцированному обучению, о гуманном отношении.

 

 

 

Наверное, это не случайно, так как ничего не изменилось в подготовке и переподготовке педагогов. По прежнему во главе угла так называемая «фундаментализация знания» и качество подготовки «предметника». Но самый блестящий физик, математик, филолог, не знающий ребенка (его возрастных особенностей, возможностей, закономерностей работы), – беда для школы и для ребенка.

 

 

 

Школе сегодня (как, впрочем, и во все времена) необходим педагог, готовый понять и принять особенности медлительного и леворукого ребенка, знающий, как помочь часто болеющему ребенку, умеющий работать с талантливым непоседой. В каждом классе есть те, кто все схватывает с первого слова, и те, кому необходимо объяснять несколько раз. Те, кто тянут руку, ничего не зная, и молчат, хотя и могут ответить, по-разному воспринимают информацию, анализируют ее, у них разная работоспособность, внимание, память.

И главное, не дети должны соответствовать требованиям школы, а школа, учитель должны уметь увидеть и учесть их особенности, понимать не только успешного и послушного ученика, но еще больше - того, к которому непросто найти подход, завоевать доверие, помочь преодолеть проблемы.

 

Школа вредит  здоровью детей?

 

 Специалисты считают, что от 20 до 40 процентов негативных влияний, ухудшающих здоровье, связано со школой, с некомфортными условиями процесса обучения. Что входит в понятие некомфортных условий обучения? Это так называемые школьные факторы риска, которые оказывают негативное влияние на рост, развитие и здоровье детей. К числу ведущих факторов, приводящих к нарушению физического и психического здоровья детей, относится стрессовая тактика педагогических воздействий, включающая весь комплекс стрессовых ситуаций, возникающих в школьной жизни.

Важно отметить, что постоянные и сильнодействующие микрострессы оказывают не менее сильное влияние, чем сложные психотравмирующие ситуации. Кроме того, микросимптоматика нарушений в состоянии физического и психического здоровья не привлекает внимание педагогов и родителей до тех пор, пока она не переходит в выраженную патологию.

 

Одним из источников стресса в школьной жизни является жестокая агрессивная среда, конфликтные ситуации с педагогами и сверстниками, конфликты между родителями и школой, при которых страдающая сторона - ребенок.

 

Микрострессы (которые по силе своего суммарного негативного влияния не уступают серьезным конфликтам) действуют практически ежеминутно. На обычном уроке в начальной школе педагог успевает сделать от 8 до 19 замечаний. А реплики типа: «Ты опять не успел выполнить задание» (медлительному ребенку), «Ну что это за почерк», «Не стараешься», «Больше не буду проверять такие работы» (ребенку с расстройством психического здоровья или леворукому) - обычны и типичны. В такой системе «педагогических пощечин» педагоги (и родители) не видят «ничего особенного», так как и на более серьезные конфликты взрослые порой не обращают внимание.

 

Постоянный страх очередного унижения, упреки в несамостоятельности - еще один источник стресса. А если учесть, что этот страх усиливается не столько от реальной несостоятельности ребенка, сколько от осознания того, что избежать конфликтной ситуации, избавиться от нее у ребенка нет никакой возможности, то нетрудно представить себе силу воздействия таких ситуаций. В классах с авторитарным, жестким, недоброжелательным педагогом текущая успеваемость в 3 раза выше, а число вновь возникающих неврологических расстройств в 1,5-2 раза больше, чем в классах со спокойным, внимательным и доброжелательным педагогом (при прочих равных условиях обучения).

 

Важно отметить, что более 80 процентов всех конфликтов в семье между родителями и детьми, также связаны со школой - плохими оценками, жалобами учителей.

 

Быстрее, еще быстрее

 

Ведущим стрессорным фактором в школе является ограничение времени в процессе деятельности. И именно в ситуации ограничения времени, постоянного «цейтнота» школьник живет в течение 10-11 лет школьного обучения. Ограничение времени неизбежно приводит к снижению качества учебной работы, неудачам, заставляя ребенка испытывать несостоятельность, недовольство взрослых. При этом ограничение времени может быть связано как с увеличением объема и интенсивности учебных нагрузок, так и с технологией и методикой обучения. Например, в практике современной школы успешность обучения часто определяется не качественными, а количественными (скоростными) показателями деятельности. Это прежде всего относится к скоростным характеристикам письма и чтения в начальной школе.

 

Несвоевременное форсирование темпа письма и чтения не только не способствует формированию этих базисных навыков, а, наоборот, тормозит этот процесс и нарушает его психофизиологическую структуру. Использование в качестве критерия успешности формирования навыка чтения скоростных характеристик, превышающих 80-90 слов в минуту, противоречит психофизиологическим закономерностям восприятия, поскольку часть информации ребенком просто не воспринимается.

 

Кроме этого, артикуляционные движения, производимые со столь высокой скоростью, ведут к значительному мышечному напряжению и утомлению, а для некоторых детей просто невыполнимы. Несмотря на это, в школе продолжается «испытание секундомером», приводящее к развитию не только пограничных нарушений психического здоровья, но и к тяжелейшим психическим расстройствам. Решение этой проблемы наряду с изменением положения ребенка в школе и, возможно, законодательной защиты его прав и здоровья требует серьезного изменения профессиональной подготовки педагогов.

 

Причиной стресса, связанного с ограничением времени, является общая интенсификация учебного процесса. Причем интенсификация идет различными путями. Первый, наиболее явный, - увеличение количества учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов и т. п.).

 

Фактическая учебная школьная нагрузка, особенно в лицеях и гимназиях, в гимназических и медицинских классах, в классах с углубленным изучением ряда предметов, составляет в начальной школе в среднем 6,2-6,7 часа в день, в основной школе - 7,2-8,3 часа и в средней школе - 8,6-9,2 часа в день. Рабочий день современного школьника вместе с подготовкой домашних заданий составляет: 9-10 часов в начальной, 10-12 в основной и 13-15 часов в средней школе.

 

Увеличение учебной нагрузки неизбежно нарушает режим, ведет к резкому сокращению сна, отдыха. Существенное увеличение учебной нагрузки в подобных учебных заведениях и классах не проходит бесследно: у этих детей достоверно чаще отмечаются распространенные и резко выраженные нервно-психические нарушения, частая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, снижается сопротивляемость организма, наблюдаются другие нарушения. Среди учащихся этих школ в 1,2-2 раза больше, чем в массовой школе (хотя и в массовой школе далеко не все благополучно), детей со сниженным функциональным резервом, дефицитом массы тела, патологией органов зрения, хронической патологией. Результаты проверок школ альтернативного типа (негосударственные общеобразовательные учреждения) показали, что 80 процентов этих учреждений открыто без согласия с медиками, санитарной службой, размещены в условиях, не отвечающих санитарным правилам и нормам.

 

Серьезные нарушения гигиенических требований выявлены в организации учебного режима питания, физического воспитания и медицинского обслуживания этих детей. Такие условия организации учебного процесса нельзя считать здоровьесберегающими.

 

Есть второй (скрытый) вариант интенсификации учебного про­цесса - реальное уменьшение количества учебных часов при сохранении или увеличении объема учебного материала. В начальной школе резко сократилось количество часов на образовательную область (филология - на 49%, математика - на 62%), что привело к увеличению домашних заданий, интенсификации учебного процесса и переутомлению учащихся.

 

Высокая интенсивность учебного труда не позволяет варьировать обучение, учесть индивидуальные особенности ребенка, оставить резерв для организации щадящего режима, необходимого для детей с отклонениями в состоянии здоровья (их более 80%). Число таких детей за годы обучения неуклонно растет.

 

Марьям Безруких,академик РАО, директор Института

 

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Школьный стресс. Часть 1

Школьный стресс. Часть 3

Как снять школьный стресс?