Телевизор и компьютер

ASD

 

 

 

Уже до рождения малыш попадает во власть Его Величества Телевизора. Вообще, постоянно включенный телевизор стал, увы, постоянным фоном жизни в большинстве домов. Часто его уже даже не замечают взрослые, а ребенок замечает и запоминает все. Бесконечно повторяющиеся косноязычные рекламные слоганы вдалбливаются в детские головки намертво, не оставляя места для сказок Пушкина и Чуковского. Поэтому не удивляйтесь, если, слушая, к примеру, ваш рассказ о крылышках у семян клена ваш малыш рассудительно заметит, что еще крылышки бывают у прокладок "Олвейз".

 

Вопреки всем педагогическим и медицинским рекомендациям, детей сегодня начинают усаживать "посмотреть мультики" уже в полтора-два года. Причем часто это дешевые, плохо переведенные американские сериалы с отталкивающими рисунками, которые формируют в малыше агрессивные эмоции. Родители, очевидно, меньше всего задумываются, какую пользу могут принести такие мультфильмы их детям, главное, чтобы не мешали заниматься своими делами.

 

Я вовсе не предлагаю совсем не давать детям смотреть телевизор. Существуют изумительные советские мультфильмы, от "Крокодила Гены" до "Ежика в тумане", очаровательные польские и чешские мультсериалы про Крота, Болека и Лёлека, Гржемилека и Вахмурку, классические Диснеевские фильмы, наконец. Все это можно и нужно показывать детям, только желательно не раньше четырех лет и понемногу, даже не каждый день. Ведь зрительные впечатления гораздо более яркие, чем слуховые, и малышу нужно время, чтобы переварить их, обдумать увиденное, задать какие-то вопросы, помечтать, придумать свое продолжение приключений любимых героев. Избыток таких впечатлений может привести к тому, что у ребенка начнет формироваться эмоциональное отупление с целью защиты, или же к усталости и даже тяжелому стрессу, особенно если в фильмах, которые смотрит ребенок, много агрессии и насилия (например, "Том и Джерри", где в течение каждой серии герои раз по десять размазывают друг друга по стенке).

 

Но самое главное, американские мультики не развивают у детей текстового мышления. В нашей культуре принято очень рано приобщать детей к тексту: уже самым маленьким читают стихи, рассказывают сказки. Любая русская детская книга, даже для годовалых, -- это прежде всего связный текст, а не картинка с подписью, как в американских комиксах. Тоже самое можно и сказать о мультфильмах. Классический русский мультфильм - это ожившая сказка, американский - озвученный комикс.

 

О комиксах стоит сказать отдельно. Ни под каким видом и ни при каких обстоятельствах они не должны попадать в ваш дом. У меня нет никаких научных доказательств, но мой педагогический опыт говорит мне, что комиксы оказывают чудовищное разрушительное влияние на мозг ребенка, нарушают какие-то очень важные процессы формирования речевого, текстового и образного мышления. Да как еще может воздействовать на нежную детскую психику сочетание убогого языка, уродливых картинок и примитивных, выхолощенных, а часто и исковерканных сюжетов!

 

Бурное развитие аудио - видео - мультимедийных прибамбасов вытеснило из детского быта такую прекрасную вещь, как диафильмы. А ведь диапроектор стоит совсем недорого и имеет массу преимуществ. Диафильмы не портят зрения. Их можно смотреть не торопясь, меняя кадр тогда, когда ребенок к этому уже готов. Малыш может стать "киномехаником" и сам вращать ручку. А можно предложить ему побыть актером, пусть сам рассказывает историю, как запомнил. Если ребенок уже умеет читать, предложите ему почитать по ролям, как правило, дети приходят в восторг от такой идеи. Да и вообще, разве не здорово сидеть, прижавшись друг другу в темноте перед золотистым пятном света на экране …

 

Отдельно стоит сказать несколько слов о компьютере. Если он есть в вашем доме, то с одной стороны - это замечательно. С его помощью можно легко и быстро научить ребенка писать, сочинять и самостоятельно записывать истории; можно найти друга и переписываться с ним; можно напечатать и красиво украсить пригласительные билеты на день рождения или составить кроссворд; можно сочинять музыку и делать настоящие мультики. Можно даже немного поиграть в интересную развивающую игру. Нельзя только использовать компьютер как громоотвод от ребенка, разрешать малышу проводить много времени перед дисплеем и играть в игры, объединенные под девизом "мочи все, что движется!" И обязательно внимательно следите, не слишком ли впечатлителен ваш ребенок, не начинает ли он путать виртуальный и реальный мир, не устают ли у него, наконец, глазки.

 

При том, что компьютер обладает огромным потенциалом для интеллектуального развития ребенка, он имеет при этом и существенные минусы. Во-первых, компьютер замыкает ребенка на себя, он как бы вырывает его из реального окружения и отношения с людьми. Ребенок погружается в мир из себя и для себя. Тем самым, он уже теряет базовую потребность в общении с человеком. А мы знаем, что без полноценного общения с миром людей, ребенок человеком стать не может. С другой стороны, реальный мир многообразнее и сложнее компьютерного. Поэтому-то именно в нем детскому сознанию открываются огромные просторы для постижения и развития. Никакой компьютер не сможет смоделировать нечто, столь же живое и интересное, как мир вокруг нас.  Лучше, если до 7 лет вы не посадите ребенка за компьютер.

 

Если у вас компьютера нет, не расстраивайтесь! У вас останется гораздо больше времени, чтобы поговорить с малышом, побродить на свежем воздухе в парке, повозиться вместе по хозяйству, почитать или просто посидеть рядышком.

 

 

 

 


ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:

 

 

Роль телевидения в формировании агрессивных форм поведения у дошкольников