Подготовка к первому классу

ASD

 

 

 

 

Итак, в жизни вашей семьи наступил ответственный момент - последний год перед школой.

Причем родители, как правило, больше переживают по этому поводу, чем сами дети. Школа не за горами, а ребенок еще ничего не умеет: ни читать, ни писать, стихов не знает, его интересуют только игры, мультфильмы и вообще он дольше трех минут не может посидеть на месте.
Что же делать родителям, чтобы преодолеть период поступления в школу с наименьшими потерями для семьи?



Прежде всего, необходимо успокоиться, проанализировать ситуацию и определить тактику дальнейших действий.


Определите ваши цели и (что еще более важно) порядок их достижения.


Во-первых, не забывайте, что ваше озабоченное лицо, постоянное одергивание ребенка, резкая смена жизненного ритма (еще вчера малыш мог гулять хоть весь день напролет, а сегодня ему назначают строгий режим) может озадачить ребенка и выработать у него стойкое отвращение к школьному процессу еще до начала собственно обучения.


Ни в коем случае нельзя этого допустить, ведь вам еще десять лет учиться!


Следовательно, цель номер один может быть сформулирована под общим заголовком - "не навредить"!


Во-вторых, определите "сильные" и "слабые" стороны вашего ребенка. Что в него лучше развито, а что хуже: логическое мышление, фантазия, память, слуховое восприятие, и т.д.


Цель номер два: найти "слабые стороны и подтянуть их".


В-третьих, необходимо сформировать у вашего ребенка общий положительный настрой на будущую учебу. 

Итак, что вам необходимо делать, чтобы поступление в школу и дальнейшая учеба были успешными?

 

  •      Не отдавайте ребенка в школу, если на момент поступления вы чувствуете, что он еще "не готов".

 

  •      Проще всего, не отдавать его вшколу до семилетнего возраста.

 

  •      За год до школы (но не раньше) обязательно определите малыша на подготовительные курсы.

 

  •      Занимайтесь со своим ребенком дома всегда и, особенно, за год до школы.

 



Часто бывает такая ситуация. Родители с умилением на лице заявляют, что их шестилетний ребенок такой умница, что уже абсолютно готов к школе: и читает, и пишет, и рисует, и стихи рассказывает, и вообще, зачем ему слоняться еще целый год в детском саду, ему ведь будет просто скучно!


Не забывайте, ребенку редко когда бывает скучно. Особенно подвижному, гипердинамическому малышу, для которого само движение - жизнь.


Если вы считаете, что ваш ребенок уже перерос детский садик, можете дополнительно определить его в кружок или секцию "по интересам".


Шестилетний ребенок может сколь угодно хорошо быть подготовленным к школе в плане общего образования и развитого интеллекта, но не стоит упускать из виду его психофизического состояния.


Ведь школа - это дисциплина, сидение за партой продолжительное время, строгий режим уроков, общение с учителями, учениками. Готов ли к этому ваш малыш? В школе он не сможет делать только что, что ему нравится и столько, сколько ему хочется.


Это психологическая готовность к школе более важна на первом году учебы, чем все остальное.


Что вы можете сделать - так это определить своего ребенка на подготовительные курсы (если они не входят в программу вашего детского садика).


Однако никакие подготовительные курсы не исчерпают проблему формирования школьной зрелости ребенка. Вашему малышу нужен индивидуальный подход, который найдут только сами родители.


С ребенком нужно заниматься дома. Не важно кому: маме, папе, бабушкам, всем вместе. Главное, это системность таких занятий и общая направленность. И не надо отнекиваться фразами "ребенка не тянет к занятиям", "он не слушается родных", "постоянно отвлекается на посторонние дела" и т.д. Все в ваших руках. Вы вполне сможете самостоятельно подготовить своего ребенка к школе или, по крайней мере, настроить его на нужный лад.

Правило первое.


Определите период наибольшей работоспособности ребенка.


Вы наверняка знаете, что у вашего малыша (как, впрочем, и у всех детей) бывают "плохие" дни и даже часы. Насильно заставить его что-либо делать в это время (например, писать или читать) трудно, а порой и вообще не возможно. Настаивать - значит понапрасну губить и его, и свои нервные клетки.


Иногда периоды наибольшей работоспособности можно вычислять. Некоторые дети, особенно успешно занимаются по утрам, перед садиком. Значит, их не стоит мучить вечерами. Другие, наоборот, встают с трудом, зато вечером активны и допоздна вполне могут писать, читать, решать примеры и т.д. Такие периоды активности можно вычислить только методом проб и ошибок. И лучше это сделать именно в предшкольный период, исходя их особенностей малыша, а не из собственных представлений о том, что лучше, а что нет.

Правило второе.


Четкий ритуал проведения занятия.


Чтобы занятия проходили успешно, чтобы у вашего ребенка в голове существовало хоть какое-то внимание и хоть какая-то внутренняя дисциплина, ему, прежде всего, необходима дисциплина внешняя.


Не относитесь к домашним занятиям как к баловству, иначе такое же отношение будет у ребенка и к обучению в школе. Никаких занятий на кухонном столе, пока мама стоит у плиты, никаких включенных телевизоров, магнитофонов, радио и т.д. 


Ребенку, готовящемуся к школе необходимо постоянное место проведения ежедневных занятий. Это место должно быть организовано правильно, можно даже сказать, хрестоматийно. Стол и стул нужной высоты, свет слева (если ребенок левша, то свет справа), на столе ничего лишнего, сидя за столом, ребенок не должен смотреть в окно и желательно не стену.


Ритуал - ключевое слово при проведении занятия.


Как правило, сами занятия - рисование палочек-крючочков - не вызывают у ребенка видимых трудностей. Главная задача родителей - не давать малышу отвлекаться. Причем делать это нужно без видимого нажима, без окриков и вообще повышения голоса. Все должно быть спокойно, тактично, уверенно.



Правило третье.


Отработка правильной последовательности выполнения заданий.


Многие педагоги рекомендуют начинать работу с самого сложного задания, постепенно переходя к более простым. Но такой ритм подходит далеко не всем детям, столкнувшись сразу со сложностями в самом начале работы, ребенок, образно говоря, "опустит руки" и полностью потеряет и без того невысокую сосредоточенность интерес и готовность к работе. Дети (особенно гипердинамические) любят делать то, что у них получается и слышать слова одобрения. Трудности способны стимулировать только взрослых, сформировавшихся личностей. Поэтому начинать выполнение заданий нужно с самого легкого (с точки зрения именно вашего ребенка), с такого, которое обязательно получится. Дальше нужно переходить к более трудным заданиям, достигая максимального уровня сложности приблизительно в середине занятия. Заканчивать урок, в этом случае, вы будете также достаточно легким заданием. А в конце можно вообще повторить что-нибудь из уже пройденного материала. Таким образом, у ребенка останется ощущение успешности всего занятия в целом. 



Правило четвертое.


При любых обстоятельствах исходите только из особенностей именно вашего ребенка.


Дети всегда готовы к сотрудничеству. Подготовить ребенка с нормальным интеллектом к среднестатистической общеобразовательной школе можно практически всегда, но иногда приходится весьма причудливым образом учитывать индивидуальные особенности малыша. Никогда не навешивайте ярлыков на своего ребенка. Не ломайте его психику. У него все получится.

Готовность номер один.


Учитывая все вышеперечисленные советы, не стремитесь однако напичкать малыша кучей знаний обо всем - важен не столько объем, сколько их качество. То есть родители должны не только учить ребенка читать и писать, но и развивать речь, способность различать звуки, создавать условия для развития моторики, особенно движений руки и пальцев.


Иными словами, родителям нужно:

  • развивать в ребенке способность слушать;
  • учить пониманию прочитанного;
  • развивать умение пересказывать; проводить зрительное сопоставление;
  • решать с ним простые задачи;
  • вместе с ребенком анализировать, сравнивать слова.


Все это необходимо для того, чтобы будущий школьник на момент поступления в первый класс умел:


  • слушать взрослого и воспринимать его указания, руководствуясь ими во время занятий;
  • осознавать необходимость спрашивать, если задание ему не понятно;
  • оценивать свою работу;
  • владеть понятиями "больше", "меньше", "одинаково", "столько же", "короткий", "длинный", "старше", "младше";
  • сравнивать самые простые предметы.

При поступлении в школу вашему ребенку обязательно устроят проверку.


В одних школах ограничиваются просто беседой на общие темы, в других этот "экзамен" превращается в многоступенчатые тесты. Но и в том и в другом случае готовить ребенка к общению с будущим учителем нужно заранее. Во-первых, помните, что вы привели ребенка в школу для того, чтобы его там учили, то есть он вовсе не обязан знать ответы на все вопросы, уметь читать, писать, и т.д. Главное, это психологическая готовность, чтобы ребенок не смущался, отвечал на вопросы, ответы на которые ему известны, проявил общую осведомленность о том как его зовут, где он живет, чем занимаются родители.



Готовить ребенка к предстоящему собеседованию нужно обязательно. Дома это удобнее всего сделать в форме игры.



Для проверки словесно-логического мышления придумайте некую тему и попросите ребенка рассказать все, что он думает по этому поводу, вы можете его спросить, например, какие виды спорта он знает, зачем людям транспорт, какого человека называют добрым, и т.д.



Чтобы развить внимательность и остроту восприятия на слух, произнесите некое предложение и попросите ребенка повторить его. Посмотрите, насколько точно это ему удастся, предложения могут быть самые разные, например такое: "С утра шел дождь, но после обеда выглянуло солнышко и стало тепло".



Проверить словарный запас ребенка можно так. Спрашивайте по очереди о каком-нибудь слове (тематика должна быть самой разной) и посмотрите, насколько полным и обстоятельным будет ответ ребенка. Важно, чтобы он не только смог объяснить значение слова, но и делал это не только с помощью практических действий, жестов, рисования, но и словесно описывая как можно более полно.


Это напоминает любимую многими игру "корова" или "крокодил" с той лишь разницей, что здесь слова можно и нужно объяснять с помощью других слов.



Проверьте, насколько хорошо ваш малыш "чувствует" слова, пусть он объяснит какое из приведенных слов длиннее, какое короче и почему. Слова могут быть самые разные: мяч и мячик, земля и червячок, кит и кот.



Еще одна очень полезная игра. Взрослый начинает ее произнеся: "Мы собираемся в гости к бабушке и берем с собой яблоки". Ребенок повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: "Мы собираемся в гости к бабушке и берем с собой яблоки и бананы". И так далее. На каком-то этапе вы можете специально допустить ошибку в перечислении и посмотреть, заметит ли это ваш малыш.



В школе придется воспринимать информацию на слух. Произнесите не спеша десять разноплановых слов, например: трава, пять, рука, солнце, платье, карандаш, телефон, нос, чашка, дом. Пусть ребенок повторит слова, которые запомнил, норма - 6 слов.



Не забывайте о зрительной памяти. На листке бумаги начертите двенадцать квадратов размером 3x3 и в каждом из них нарисуйте что-нибудь, например, солнышко, букву, дом, машину. Рисунки не повторяйте. Пусть ребенок внимательно рассмотрит рисунки в течение 30 секунд. Затем переверните листок и попросите малыша перечислить картинки, которые он запомнил (нормальный уровень - 8 картинок).



Определите самооценку будущего школьника. Это важный фактор успешной учебы, ведь знания вашего ребенка каждый день будут оценивать и нужно, чтобы он правильно реагировал как на похвалу, так и на нарекания со стороны учителя.


Пусть на каждое из десяти предложенных слов-характеристик о себе ребенок даст положительный или отрицательный ответ, например: хороший, добрый, умный, вежливый, трудолюбивый, и т.д. средний уровень самооценки 4-7 баллов.


Не спешите расстраиваться, если показатели вашего ребенка не очень высоки. Главное помните, что и подготовительные курсы, и предстоящее собеседование в школе, и домашняя репетиция - это всего лишь сбор необходимой информации, которая поможет разобраться в слабых и сильных сторонах будущего ученика, который даст пищу для размышлений родителям и учителям.

 

До первого сентября у вас будет время подтянуться!

 

 

Art.Thelib.ru