Дети 21 тысячелетия, новые дети!

ASD

 

 

 

 

«Дети стали другими»,– нередко можно услышать  от родителей и педагогов. Да, дети действительно стали другие. Но как часто мы взрослые не желаем это замечать, не хотим узнавать, что же изменилось в наших детях, почему они не такие, какими хотелось бы нам их видеть?

 

 

Это связано со многими факторами внутренними и внешними: с глобальными экологическими и технологическими изменениями в мире, с изменением запросов общества к взрослеющей личности и с изменением самой личности ребенка. В связи с этим, я хочу рассказать о так называемых детях Индиго, а также о взаимодействии современных детей, родителей и педагогов 21 века.

 

Дети индиго

 

Термин «Дети индиго» появился в конце 20 века. В 1982 году в свет вышла книга известного американского психолога, биоэнергетика Нэнси Энн Тэпп «Как цвет помогает лучше понять твою жизнь». Это было первое научное издание, в котором определялись модели поведения «новых» детей. Автор классифицировала определенные типы человеческого поведения по цветам спектра солнечного света и, руководствуясь интуицией, создала поразительно точную и наглядную систему.

 

Доктор Нэнси Энн Тэпп считала, что перемены в обществе во многом обусловлены тотальной сменой цветов энергетического тела человека – аур. В начале 80-х годов она поняла, что пришло время добавить к ее системе новый цвет — ярко-синий, индиго. Цвет индиго — только одно из многих качеств новых детей, которые ныне приходят на нашу планету, — но это неизменное качество, общее для них всех. Дети с аурой индигового цвета, совсем не такого, какой бывает у обычных ребятишек, стали открытием конца XX века. С того времени Нэнси пристально наблюдала за новым поколением. Она не сомневалась, что Индиго — это компьютеризированные дети, которые в своих поступках руководствуются больше головой, чем сердцем. В возрасте трех-четырех лет малыши понимают компьютер так, как не могут взрослые в 40 — 50 – 65 лет. Это технологически ориентированные дети, и, значит, можно предположить, что развитие технологии в ближайшие десять лет дойдет до такого уровня, о котором мы не смели даже мечтать. Эти дети откроют людям дверь в иной мир, в котором человечество достигнет того состояния, когда не надо будет трудиться руками, а только головой.

 

Эти новые дети обладают знаниями о том, кто они есть, и эти знания в корне отличаются от тех, что были в детстве у нас. На клеточном уровне они «знают», что являются детьми Вселенной и им предстоит решать чрезвычайно важные задачи на этой планете. Поэтому их сознание отличается от нашего. Ребенок интуитивно, на клеточном уровне знает, кто он есть. Именно это и отличает их от других, — они чувствуют себя важными и необходимыми для вселенной – «королями» и «королевами». Видя в детях такие качества, многие родители называют их «упрямыми» или «сложными». На самом же деле эти дети, скорее всего, просто обладают сильным чувством собственного достоинства и на клеточном уровне знают, что их место здесь! Такой ребенок может быть либо благословением, подарком, либо наказанием для родителей, в зависимости от того, в каких условиях он окажется.

 

Если, например, он оказывается единственным ребенком индиго в окружении людей со старым сознанием (таких, какими были мы), он будет выпадать из общей массы. Некоторые старые воспитательные приемы просто не действуют на детей индиго. Чувство вины не действует так, как действовало на прежнее поколение детей. И фраза: «Ну, погоди, вот придет папа, он тебе задаст», — тоже не оказывает такого воздействия, как в былые дни. Ребенок просто не реагирует на такие угрозы, — страх перед отцом не срабатывает. Внутреннее сознание ребенка просто нейтрализует старые дисциплинарные трюки.

 

Воспитатели дошкольников подтверждают, что современные дети не станут строиться в затылок друг за другом, просто потому, что им так велели. Вместо этого воспитателю следует объяснить им, для чего нужно построиться в ряд, и обозначить временные рамки, когда они должны это сделать. Поэтому там, где прежде воспитатель сказал бы: «Так, ребята, а теперь станьте в ряд, и мы пойдем в музыкальный зал», — теперь воспитатель должен говорит так: «Ребята, вы хотите идти на музыкальное занятие? У вас есть три минуты, чтобы собраться, а потом мы пойдем в музыкальный зал». При такой формулировке у детей появилась групповая задача: решить, где именно они будут строиться, и кто будет стоять первым.

 

Дети любят решать задачи самостоятельно и принимать на себя ответственность за действия, которые приводят к определенным результатам.

 

Дети требуют больше внимания и чувств к себе.

 

Дети очень жизнерадостны и пытаются найти свое место среди других детей, но и могут быть эмоционально неуравновешенными из-за того, что их не понимают. Они не могут представить себе, как это другие могут действовать с каких угодно позиций, но только не с позиции любви.

 

Детям Индиго часто ставится диагноз: синдром повышенной активности (гиперактивный ребенок) и синдром дефицита внимания, вследствие непонимания истинного состояния ребенка.

 

Дети сейчас мыслят по-новому, и от взрослых тоже требуется новое мышление.

 

— «И что же нам теперь делать?» — спрашивают родители.

 

Лучший способ узнать этих детей — общаться с ними!

 

Дайте детям возможность выбора, и вы добьетесь от них ответственных действий.

 

Этот новый метод, как и многие другие, основан на том, чтобы с раннего возраста давать детям информацию для самостоятельной обработки.

 

Принять на себя ответственность за свои действия в пятилетнем возрасте? Решать социальные вопросы самостоятельно (определить, кто будет стоять в ряду первым)? Возможно ли это? Не похоже ли это на принципы для взрослых, а не для детей?

 

Да! Эти принципы и для взрослых, и для детей. Современные дети намного лучше, чем прежние, понимают, как обстоят дела, и взрослым не стоит бесконечно навязывать им свои желания, свое мышление, свои программы. Детей теперь не провести! Детей теперь нужно слышать!

 

– «Как же нам управлять ребенком и дисциплинировать его?» – говорят родители.

 

Ответ состоит в том, что нужно вначале полюбить ребенка, поверить в его внутреннюю гармоничность и возможность саморазвития.

 

Нужно объяснять ребенку (независимо от возраста, даже если он еще не умеет разговаривать), почему его просят вести себя именно так, а не иначе, а затем предоставить выбор (если ребенок понимает речь).

 

Я как-то была в гостях в одной семье, где растет ребенок 21 века. Родители малыша очень старались правильно наладить общение с ним. За обедом, вместо того, чтобы сказать ему: «Садись, кушай», — они предлагали ребенку выбор: «Ты хочешь съесть творожок или иогурт?» (заблаговременно приготовив несколько вариантов выбора). И каким же было наше удивление, когда трехлетний малыш взглянул на нас умными глазами и ответил: «или», рассмеялся и побежал за игрушкой. В этой семье ребенку предлагали самостоятельно оценить ситуацию и принять самостоятельное решение, и ребенок его принял, оставив взрослых в глубоком раздумье.

 

Разница при взаимодействии с ребенком состоит не в способах, посредством которых ребенка принуждают соблюдать дисциплину, а в том, как к нему относятся в процессе решения проблемы. Ему ясно дают понять: «Мы относимся к тебе уважительно, мы любим тебя, мы верим в твою внутреннюю гармонию, мы признаем твои возможности к саморегуляции  и самореализации».

 

В настоящее время необходим метод доверительного, уважительного повседневного общения, отличный от того, который был принят в прошлом. Не нужно «ходить вокруг ребенка на цыпочках и потакать его капризам и уловкам» или постоянно пугать и запрещать. Нужно просто уважать его и давать возможность делать свой выбор, вместо того, чтобы требовать: «Делай, что тебе говорят, и не задавай вопросов!»

 

Необходимо родителям постараться с раннего возраста подружиться с ребенком и отказаться от старой модели поведения родитель-ребенок, в рамках которой воспитывали нас. И тогда открывается, что дети очень рано начинают реагировать на проявления уважения и строят отношения с отцом и матерью совсем не так, как мы в свое время строили отношения со своими родителями. Эти дети намного мудрее, и они удивляют старших способностью к самодисциплине (ответственности). Они быстрее начинают обращать внимание на социальные проблемы, гораздо раньше задаются «взрослыми» вопросами, — и достаточно рано становятся нашими друзьями, а не просто подопечными (воспитанниками, обучаемыми).

 

Несколько основных рекомендаций для родителей по взаимодействию с детьми

 

  • С самого рождения относитесь к ребенку так, как к молодому взрослому человеку — в частности, это касается интонаций при разговоре.

 

Таким образом, вы проявите уважение к их жизненной силе. Ребенок ожидает от вас именно такого отношения, и на другое поведение будет реагировать отрицательно. И всегда ожидайте взаимного уважения. На первых порах ваша потребность во взаимном уважении не встретит понимания со стороны ребенка, но вы все равно вслух просите его об этом. Установите соглашение о взаимоуважении с самого раннего возраста. Такие взаимоотношения можно только заслужить своими действиями, — иного способа создать их не существует. Высказывайте свое пожелание о взаимоуважении вслух. Дети 21 века реагируют на клеточном уровне. Нередко взаимоуважение — это единственный урок, который такому ребенку нужен и ему нужна определенная помощь с вашей стороны!
 

  • С самого рождения вслух рассказывайте детям о том, что происходит вокруг.Объясняйте все.

 

Да, я понимаю, многие мамы сейчас недоуменно пожимают плечами. Но прислушайтесь к этому совету! Дети на клеточном уровне чувствуют, что вы делаете. Попытайтесь вспомнить первые часы жизни вашего ребенка. Вы помните тот момент, когда вы впервые взяли на руки своего малыша и заглянули в его широко раскрытые глаза? И ребенок смотрел в ваши глаза так же пристально! Между вами состоялось общение? У вас возникли чувства в этот момент?

 

Часто ли вы сейчас смотрите в его глаза подрастающему ребенку? Стараетесь ли понять его чувства, в детском саду? Между вами происходит общение? Или больше поучений, наставлений, назиданий, недовольства?

 

Ребенок чувствует, хотите вы с ним общаться или не хотите. Они обладают мудростью, которой у вас в их возрасте не было, поэтому не удивляйтесь, если обнаружите, что ваш малыш кажется не по годам зрелым.

 

  • Как можно раньше давайте этим детям возможность выбора при любой возможности!

Подготовьте сценарии, касающиеся приема пищи, сна, игр, где они смогут выбирать. Помните: предлагая ребенку возможность выбора, вы подтверждаете его важный статус – статус созидателя будущего. Ребенок бессознательно чувствует, а в последствии осознает, что вы тоже имеете значимость, судьбоносность. Если ребенок принадлежит к самому главному и важному человеческому роду – творцу будущего, он верит и в ваше предназначение! Поймите этот принцип, и повседневное общение с ребенком будет складываться намного лучше.

 

  • Не пугайте и не кричите на детей Индиго.

 

Бурные эмоции оказывают на этих детей не больше влияния, чем попытки играть на чувстве вины. Криками вы от них ничего не добьетесь, но только продемонстрируете свою слабость. Если наше поколение съеживалось от крика потерявших контроль над собой рассерженных родителей, дети индиго могут просто улыбаться в таких ситуациях! Ой! Ты проиграл! Ты смешон!

 

Четко и спокойно выполненное дисциплинирующее действие, о возможности которого вы заранее предупредили ребенка, — это самый эффективный метод. Главное, делать это именно в тот момент, когда нужно. Будьте последовательны (я знаю, это нелегко) поскольку дети индиго зреют довольно рано, такой ребенок очень скоро усвоит, как вы реагируете, когда он пытается «испытать вас на прочность». Наихудший вариант — позволить ребенку индиго «кататься» на вас. А такой ребенок воспользуется малейшей возможностью оседлать родителей. И восстановить уважение в этом случае очень трудно. Дети взаимодействуют с вашим эмоциональным состоянием. Это далеко не то же самое, что реагировать на него. Любовь, решимость, искренность, — не забывайте, что это тоже эмоции. Эти дети обладают очень сильной интуицией!

 

Ваша поддержка их действий должна выражаться, прежде всего, в формировании у них чувства безопасности. Избегайте порицания и критики по отношению к ним. Всегда давайте им понять, что вы поддерживаете их начинания. Они станут более восприимчивыми к вашим словам — и удивят вас.

 

  • Будьте готовы к проявлениям разочарования при общении детей индиго с другими детьми.

 

 Ребенок может впадать в глубокое уныние или замыкается в себе, это может быть признаком депрессии. Затем такое состояние может смениться приступом бурной деятельности. Оба состояния являются защитными механизмами, порожденными чувством абсолютного одиночества, — даже в обществе других детей. Они находят себе товарищей, как правило, после более или менее продолжительного периода проб и ошибок. Если вы обнаружили детей индиго у знакомых, тогда просто организуйте регулярные встречи для своих малышей. Это поможет детям обрести внутреннее равновесие, и в то же время они научатся терпимо относиться к другим ровесникам, которые не понимают их. Не бойтесь обращаться за помощью. Если чувствуете, что не можете самостоятельно решить ту или иную проблему, возникшую у ребенка, обращайтесь к психологам или преподавателям — к тем, кто работает с детьми профессионально. Если вам нужен только совет, звоните им. Многие профессионалы, умеющие работать с детьми, знают, как работать с детьми Индиго на практике. Эти люди научились распознавать симптомы и разработали те или иные методы решения проблем, дающие хорошие результаты. Совсем нетрудно разглядеть «феномен Индиго» и в нашем обществе, поэтому многие хорошие психологи и работники образования нащупали решения проблем, которые возникают у таких детей. Их НАМЕРЕНИЕ помочь детям ценно и мощно. Они есть в наших учреждениях образования, и они могут помочь вам и  вашим детям.

 

Не все малыши; рождающиеся ныне, являются детьми индиго, но их становится все больше и больше. Это началось около 1970г., но вначале их приходило сравнительно немного, а в 80-90 годы дети индиго составляли около 80 процентов всех малышей. Вскоре все дети будут рождаться такими. И что они нам скажут?«Мы идем, никого не ждем!» А готовы ли взрослые к их приходу? Сейчас 2008 год!

 

В грядущем мире личностная целостность человека (которая заключается в восстановлении наших психических способностей) будет едва ли не самым важным в его жизни. Образование же без личностной целостности будет расцениваться как абсолютно безуспешная вещь.

 

Изменив свое мышление и ожидания относительно поведения собственных детей, мы сможем достигнуть того, что их воспитание будет осуществляться с позиции мира и согласия. Мы являемся первым поколением родителей, воспитывающих Детей Индиго.

 

Какие же новые принципы воспитания детей 21 века? (Принципы воспитания Детей Индиго предлагает доктор философии Кэти Мак-Клоски*)

 

 

  • Определяя для Детей Индиго границы дозволенного поведения, сохраняйте при этом творческий подход к их воспитанию.
     

 

Давайте выход их чрезмерной физической энергии.

Позвольте ребенку самому устанавливать границы, а не наоборот. Дети будут рады сами устанавливать для себя правила игры при поддержке взрослых.

 

  • Обращайтесь с ними как с взрослыми и равными, но не возлагайте на них взрослые обязанности.

Давайте этим детям подробные объяснения, а также предоставляйте им право высказывать свое мнение, предоставляйте им несколько возможностей для выбора!

 

Не говорите с ними свысока.

 

Слушайте их! Они мудры и знают такие вещи, которые неизвестны вам.

 

Проявляйте к ним уважение ничуть не меньшее, чем к любому взрослому.

 

  • Относитесь к ним уважительно и с любовью.

 

Они не поверят, что вы их любите, если вы ведете себя с ними неуважительно. Они чувствуют проявления искренней любви.

 

Ваш образ жизни и ваше поведение в семье помогут почувствовать ребенку Индиго, любите вы его или нет!

 

  • Общение с ребенком Индиго — это одновременно тяжелый труд и привилегия.
     

Не хитрите и не лгите! Если вы обидите их, они разочаруются в вас и перестанут вам доверять.

 

Не стыдите и не обвиняйте! Стыд и вина — настолько сильные и болезненные эмоции, что они обычно блокируют проявления любознательности, творчества и игры Стыд и неуместное чувство вины негативным образом действуют на попытки ребенка к самовыражению.

 

Будьте естественными и открытыми. Если вы искренно любите их и признаете в них тех, кем они являются на самом деле, они раскроются перед вами сполна, учитесь у малышей их умению играть.

 

  • Наблюдайте за общением Детей Индиго – и учитесь, у них многому можно поучиться!


Доктор педагогики Джудит Спитлер Мак-Ки* писала, что взрослые нередко чувствуют, действуют и разговаривают с детьми так, как будто совсем не рады им и уверены в том, что они плохие, что они — тяжкое бремя и источник сплошных неприятностей. Неприветливые, унылые, а порой, и резкие слова наносят огромный ущерб детям в процессе их роста, развития творческих способностей и психологических навыков общения. Ведь дети смотрят на взрослых как на образец для подражания и ждут от них поддержки. В противном случае дети воспринимают подобные обращения буквально так: Я плохой, и меня здесь не ждали. И это воспринимается детьми очень болезненно, способствует формированию неадекватных реакций, а может даже серьезно затормозить их развитие или спровоцировать аномальное созревание.

 

  •  Обращайтесь к детям с убедительными и конструктивными предложениями.

 

Все дети требуют большой заботы и постоянного участия, внимания, времени, поощрения и мудрого руководства со стороны взрослых.

 

  • Тон общения между взрослым и ребенком должен быть эмоционально теплым, любящим и поощрительным, а также доступным пониманию ребенка.

Вербальные и невербальные послания к нашим детям должны быть наполнены приветливостью и радостью, отражая наше отношение к ним как к долгожданным и нежно любимым. В процессе взаимодействия у детей развивается доверие к себе и к своим возможностям, дети начинают понимать, насколько их физические, эмоциональные, интеллектуальные и творческие потребности находят положительный отклик у родителей и воспитателей. Слова и поступки взрослых, обращенные к детям, должны быть ласковыми и основанными на чувстве любви.

 

Взаимоотношения между взрослым и ребенком должны быть сотканы из доверия, привязанности и уважения друг к другу.

 

 

 

  • Смейтесь вместе с малышами.

 

Смех — это ключ. Слушайте, как смеются дети. Когда они смеются, все сияет от радости. Потому что их смех — это радость и надежда. Не слишком ли серьезны наши дети? А взрослые? Не учат ли они детей своим примером? Посмейтесь над этим и поймите, что малышам тоже необходимо смеяться. Их сердца требуют смеха. Смех необходим планете, чтобы излучать радость, любовь и мир. Смейтесь вместе с малышами! И играйте с ними!

  

  • Делитесь своими знаниями, в которых дети нуждаются, но поддерживайте их врожденную веру в себя.

 

 Дети 21 века отличаются от других поколений. Это новые дети. Они обладают высокоразвитыми сознанием и психикой, а также повышенной восприимчивостью. Они нетерпимы к неискренности и фальши. Они сразу чувствуют, когда кто-то лжет! Поэтому можете себе представить, как тяжело приходится этим детям в рамках существующей образовательной системы, которая насквозь пронизана фальшью. Мы должны холить и лелеять таких детей, чтобы помочь им достигнуть успехов на духовном поприще, и это — чрезвычайно важно. Чтобы осуществить это, мы должны быть с ними предельно честными.

 

 

по материалам vscolu.ru

 

 

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:

 

Образец поведения ребенок ищет в семье

Детские вопросы

Как воспитать ребенка, не испортив его.

Как вырастить счастливого ребенка