Подготовка руки к письму

ASD

 

 

 Координация движениями руки – это достижение к которому ведут годы разнообразной практики. Превратить руку в тонко настроенный инструмент – задача поистине человеческая. Человека создал труд. Но правильнее было бы сказать, что человека создал ручной труд. Именно через руку человек на всех исторических этапах  был способен выразить те образы, которые рождались в его душе, и через руку же получить возможность экспериментировать с окружающим его пространством, что дало ему возможность нахождения причинно-следственных связей, прогнозирования, а значит – развитие абстрактного мышления.

 

Более того, благодаря развитию ручной координации, увеличению информационного потока от руки по центральной нервной системе,  развивается сложная нейронная система мозга, что в конечном счете дает возможность создания сложных нейронных цепочек, сигналы в которых помогают построить богатый многосторонний образ реальности.

 

Человека создает ручной труд, и его первая интеллектуальная деятельность проходит именно через манипуляции рукой. Поэтому полезно творческое рукоделие, причем не только для детей. Вернее на протяжении всего детского, подросткового и юношеского возраста ручной труд  органично воздействует на нервную систему, стимулируя интеллектуальную деятельность, создавая чувства равновесия и гармонии, позволяя человеку переживать спонтанное чувство полноты, счастья. Взрослый, который не забыл о рукоделии (а это может быть рисование, прикладное творчество, физический труд в саду и в доме) находит в этом источник отдыха и удовольствия, что опять же возникает благодаря естественной мозговой стимуляции.

 

Хочется сказать всем родителям, что интеллект, вопреки расхожему мнению, это не просто умение быстро считать и решать математические задачи, интеллект – это не способность запоминать большой объем информации и тем более это не просто способность разбираться в разных головоломках. Широко понимая интеллект, мы можем сказать, что это универсальная способность человека отразить реальность во внутренней картине мира. Чем более развит интеллект, тем богаче картина мира, а значит, тем больше возможностей имеет человек в своих взаимодействиях с миром. Интеллект – это чувства и переживания, это способность видеть скрытое, то, что не на поверхности, это вообще способность видеть реальность в ее многогранности. Отсутствие развитого интеллекта – это часто замена реальной действительности устойчивыми шаблонами, которые, кстати, часто навязаны обществом и совершенно без всякой критики, напрямую дублируемые отдельным человеком, не отличающимся высокоразвитым интеллектом. Чем отличается малоразвитый интеллектуально человек от того, у кого он развит, так это тем, что первый не живет своей жизнью, а существует в рамках и по программе, как машина,  следуя стандартным хоть и очень сложным алгоритмам действий. Так не случайно человеку даны тысячи механизмов и миллионы возможностей, чтобы развивать свою  способность видеть мир широко открытыми глазами. И только, развивая эту способность, человек становится человеком.

 

Так же и ребенок сохраняет основные механизмы своего развития, родственные общечеловеческим.  Причем источники его развития всегда внутренние, они выработаны миллионами лет его истории. Он и стал человеком благодаря тому, что эволюционно у него возникли эти внутренние механизмы, которые передаются сегодня от родителей к их детям даже без их личного сознательного контроля. Это как подарок, дар наших предков современным потомкам. Ребенок, только родившись, открыв глаза и заметив, что вокруг него что-то есть отличное от его существования, тянет к этому руку, чтобы понять. Так вот рука – это инструмент понимания мира. И не только у ребенка. Но у взрослого также. Через Прикосновения мы любим, общаемся, разрушаем и создаем.  В прикосновениях мир становится понятным, личным пространством.

 

Ребенку нужно не мешать прикасаться к реальности. И более того, ему нужно открыть доступ к реальности, а не оставлять его в искусственном пространстве четырех стен, где маленький информационный поток. С другой стороны, еще одно правило – это прикосновение должно быть по-настоящему человеческим, с применением человеческих средств способов механизмов взаимодействия с реальностью.

 

Поэтому рисунок, лепка, конструирование – это человеческие средства отражения реальности (они же детские).  Работая рукой, мы стимулируем мозг к дополнительной активности по координации, а когда рука как инструмент будут развиты, мозг способен координировать работу руки по преобразованию реальности.

 

Так как же развивать руку ребенка?  В первую очередь ручным трудом. Ничто не сможет заменить реальный труд, потому что он является целостным процессом, в который вкладывается весь человек, проявляются качества характера и умения, самоорганизация, сила воли, знания, чувства и эмоции.  Дело, реальное дело – это живой процесс, который способен преобразовывать человека, развивать его. Поэтому все, что связано с ручным трудом и доступно детям нужно делать. А это лепка, рисование, конструирование, прикладное творчество, шитье и т.д.

 

Чтобы включить развивающие руку элементы в специально организованное занятие, мы предлагаем вам тренажер для ручной  гимнастики.

 

                   

 

 Все элементы этого тренажёра, кроме самой ладошки, сделаны из бархатной бумаги и закреплены на плотной листе картона.

 

 

 Упражнения

 

  • Положить руку на тренажер, совместив положения пальцев с рисунком. Начинать ритмичное давление ладошек на поверхность тренажера. Постепенно переводя давление на пальцы. Затем поочередно, давить подушечками пальцев на кружки.
 
  • Произвести скребущие движения пальцами не отрывая основания ладони по «солнышкам».
 
  • Гладить каждым пальцем
 
  • Ведущими пальцами (большой, указательный, мизинец) провести длинные лучи
 
  • Круги пальцами по часовой стрелке и против по лучам солнышек.
 
  • Подтягивание основания ладони к пальцам, которые стоят на кругах солнышек
 
  • Большой палец заводить внутрь под ладонь и отставлять в сторону до максимума.
 
  • Ударять подушечками пальцев по поверхности
 
  • Поднять ладонь выше, не отнимая основания ладони от листа и гладить пальцами по радуге слева-направо и обратно.