Игры с песком

ASD

 

 

 

Игры с песком хороши своей универсальностью. Для маленьких, для средних и для больших людей найдется интересная песочная игра. Особое обаяние, присущее песку как игровому материалу, привело к рождению отдельного метода психотерапии – sand therapy (песочная терапия). Но магия песка и сама по себе оказывает нужное водействие.

Сложно перечислить все положительные эффекты игр с песком. Попробую главные, крупными мазками:

- развитие мелкой моторики (при манипуляциях с мелкими предметами, фигурками, песком);
- развитие творческого потенциала, фантазии (ребенок придумывает целый мир на песке);
- развитие речи (игра часто сопровождается комментариями, историями, воображаемыми диалогами);
- развитие целенаправленного действия (создаю план-реализую задумку);
- развитие коммуникативных и социальных навыков (когда ребенок играет не один, он взаимодействует с партнерами по игре);
- развитие и гармонизация эмоциональной сферы (в игре находят воплощение волнующие ребенка ситуации, что дает эмоциональную разрядку);
- балансировка психических процессов (возбужденных успокаивает, вялых активизирует);
- по мнению эзотериков, песок имеет способность «заземлять» негативную энергию.

 

Как сделать песочницу дома

Классическая песочница, используемая в песочной терапии, имеет размеры 50 см х 70 см х 8 см. Дно изнутри окрашено краской голубого цвета, символизирующей воду:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для домашнего использования не обязательно точно воспроизводить классический вариант песочницы, можно просто взять любую подходящую по размеру коробку или ящик (только не бумажную, т.к. в игре также используется вода). Песок можно купить в цветочном магазине, в строительном, иногда он встречается и в игрушечных магазинах.
Наш песок куплен в цветочном, его чистота вызвала у меня подозрения, поэтому я его промыла и прокалила на противне в духовке.
Когда сама песочница готова, начинаем собирать коллекцию разнообразных мелких предметов.

 

Материалы и предметы, которые используют для игры:

- вода (приготовлена в какой-либо емкости)
- сито для песка (чтобы песок сыпался через него, а не застревал внутри)
- формочки
- фигурки людей и животных
- природные объекты: камни, ракушки, куски дерева, сухие растения, желуди, семена, перья и т.п.
- игрушечные предметы быта, мебель, посуда
- фигурки, обозначающие транспорт и механизмы: машины, корабли, экскаваторы, самолеты и т.п.
- объекты окружающего мира: дома, заборы, мосты, ворота и т. п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игры с песком

Теоретически играть с песочницей можно начать с 1 года (на пару с родителем).
Практически – не все дети готовы к этому.
Одни будут завороженно следить за мамиными действиями с песком и дисциплинированно действовать в рамках своих возможностей. Другие будут хватать и раскидывать песок, и убедить их играть по-другому невозможно. Значит, откладываем песочницу до поры.

Возможно и такое, что один и тот же ребенок в год – завороженно смотрит, а в 2,5 хватает и кидает.
с 3,5 лет большинство детей готовы к игре, а не к подготовке пацдарма для генеральной уборки.

 

Игры для 1-3 лет.
Для самых маленьких: просто пересыпать песок, пропускать его через пальцы, трогать ручкой. Сухой и влажный песок дает разные тактильные ощущения, поэтому воду тоже хорошо подключать к игре.
Рисовать пальчиком дорожки и следы.
Пересыпать песок из одной емкости в другую.
«Норки» – делаем норки для зверушек.
«Прятки» – закапываем предметы в песок, надо найти.
Разыгрывать сказки на песке – «Посадил дед репку…».
Рисование палочками и пальчиками.
Лепим руками (это проще, чем делать куличики).
Ближе к трем годам лепим куличики.


Игры для 3-4 лет.
Разгар эры куличиков.
«Следы» – оставлять отпечатки разных предметов и форм, а ребенок угадывает, где чей отпечаток.
К разыгрыванию сказок можно добавить сочинение историй (фигурки живут, ходят в гости друг другу, ссорятся и мирятся). Или это может быть разыгрывание реальных ситуаций, имевших место недавно.

В этом возрасте ребенок некоторое время может играть сам, или с эпизодическим участием родителя. Интересно наблюдать за типичными сценариями, которые могут появиться в игре. Например, мой сын часто играл в «бомбежку», как я это про себя называла – скидывал мелкие камушки на расставленные фигурки (в основном, технику), с соответствующим звуковым сопровождением.


Игры для 4-7 лет.
Лепим буквы, цифры, геометрические фигуры.
С 5 лет можно попробовать классическое упражнение из sand therapy: создай свой мир. Ребенок создает мир – какой хочет – и населяет его кем угодно. И рассказывает вам длинные интересные истории про этот мир и его устройство.
В этом возрасте будет интересно играть с другими детьми, вдвоем-втроем-вчетвером (всколькером позволяет размер песочницы). Дети могут по-разному организовывать свое взаимодействие – вместе строить что-то одно, или выстраивать границы, а каждый в своем углу, или моделировать конфликтно-захватнические отношения. Как бы это ни происходило, это оказывается увлекательным настолько, что их часами не оторвать от песочницы.












 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игры старше 7 лет.
Игра «создай свой мир» (в одиночку или коллективная) актуальна лет до 11-12. Потом интерес к ней спадает, вернее, появляются более острые интересы пубертатного периода, которые затмевают «детскую» песочницу.
И тем не менее, даже взрослые время от времени могут позволить себе погрузиться в песочную магию. Существует же популярный «Сад камней» (сдержанная бизнес-версия песочницы, продвигаемый как «антистресс»)


 

Важно.
Песочница и всё что к ней прилагается не должно находится в постоянном свободном доступе. Пусть ребенок играет сколь угодно часто и долго, но после игры всё всегда собирается и убирается.
Это важно, и дело тут не только в риске нечаянно рассыпать песок – так у ребенка сохранится особое отношение к этой игре.

 

 

Источник: http://no-idiot-toys.livejournal.com/