Самые важные годы.

ASD

 



Во всех странах приоритеты образования перевернуты с ног на голову. Исследователи однозначно доказали, что около 50% наших способностей к обучению развиваются в течение первых четырех лет, а еще 30 % - до восьми лет.

Это не означает, что к четырем годам вы приобретаете 50 % своих знаний, или 50% мудрости, или 50% интеллекта. Это просто означает, что в течение первых лет жизни в мозге формируются основные структуры, необходимые для обучения. Все остальное, что человек узнает в своей дальнейшей жизни, будет строиться на этом фундаменте. Кроме того, в эти первые годы ребенок осваивает фантастический объем информации. Весь дальнейший процесс обучения будет строиться вокруг этого ядра.

По словам британского психолога Тони Бьюзена, «к моменту рождения ребенок уже обладает феноменальными способностями. Он выучит язык всего за два года, причем гораздо быстрее и лучше, чем любой доктор медицинских наук. И в совершенстве овладеет им к трем-четырем годам». Каждый ребенок, утверждает Бьюзен, если только у него нет серьезной мозговой травмы, является потенциальным гением.

Бенжамин Блум, профессор педагогики Чикагского университета, исходя из результатов своих исследований, пришел к заключению, что как девочки, так и мальчики около 50% интеллекта, имеющегося у них к 17 годам (согласно тестам), получают от момента зачатия до четырехлетнего возраста, еще около 30% - между четырьмя и восемью годами, и оставшиеся 20 % - от восьми до 17 лет.

Проведенные исследования ярко выявили особую важность первых нескольких лет жизни ребенка. «Это не означает, что остальные годы не важны, но результаты показали, что дети, которые медленно развивались в течение первых трех лет жизни, вероятнее всего, будут испытывать проблемы как в детстве, так и во взрослом возрасте».

Дети - лучшие учителя для самих себя, а родители – их лучшие первые преподаватели. А наши дома, леса, игровые площадки и весь мир в целом – наши главные образовательные пособия, надо только помогать ребенку исследовать их в безопасной обстановке.

Вовсе не нужно превращать дом, где живет младенец, в подобие школьного класса. Наоборот: в действительности, дети учатся в процессе игр и свободного исследования окружающего мира. Эксперты-педагоги и специалисты по раннему развитию выяснили, что игра является обучением, и даже более того: игра является наиболее эффективным методом обучения.

Ключ к успеху: превратите игры в обучение и сделайте так, чтобы почти любое обучение приносило удовольствие.

 

Основные принципы эффективного обучения очень просты:

 

Важность постепенного развития

Дети растут согласно определенным законам. Они появляются на свет исследователями. Поддерживайте их в желании изучить окружающий мир, обеспечивая при этом их безопасность.

Позвольте детям ползать как можно раньше. Фактически дети могут ползать с самого рождения, но обычно их так тесно пеленают, что они начинают это делать гораздо позже. Если ребенку тепло, родителям не следует ограничивать его движения, надевая на него слишком много одежды. Все очень просто: чем больше дети ползают, тем быстрее они учатся передвигаться на четвереньках, а чем больше они передвигаются на четвереньках, тем лучше они смогут ходить. Каждая из стадий физического развития ребенка обеспечивает своевременное наступление следующей стадии, а при этом, что очень важно, завершается определенный этап и неврологического «взросления».

Если детей держать крепко спеленатыми так долго, что они фактически не будут иметь возможность ползать, а сразу перейдут к передвижению на четвереньках, это может привести к тому, что у них возникнут сложности через пять лет, когда им надо будет учиться бинокулярному зрению – точно совмещать изображения, полученные обоими глазами.

Но каким образом, спросите вы, ползание может отразиться на зрении ребенка!?

«В сущности, новорожденные совершенно не могут сводить глаза в одну точку, - говорит Джанет Доман, директор филадельфийского института развития человеческих возможностей. – Но когда ребенок начинает ползать, у него появляется необходимость использовать одновременно оба глаза – из-за того, что, начав передвигаться, ребенок тут же начинает натыкаться на мебель. Природа довольно жесткий учитель, поэтому, когда это происходит, ребенку приходит мысль: «Пожалуй, мне надо видеть, куда я ползу». Именно тогда он и начинает сводить вместе два блуждающих глаза. После этого, каждый раз, когда ребенок начнет двигаться, он будет смотреть по сторонам. В процессе тренировки совмещения изображений от обоих глаз его зрение становится все лучше и лучше. Если же пропустить этот важный этап физического развития, будет пропущен и важный этап развития мозга».

Отчасти причины для этого очень просты: для того, чтобы ползать, ребенку необходимо использовать все четыре конечности. Ползание укрепляет соединительные пути всех 300 млн. нервных клеток, которые соединяют оба полушария мозга через мозолистое тело. Поэтому дети, пропускающие стадию ползания или передвижения на четвереньках – что часто происходит из-за серьезных родовых травм мозга – испытывают сложности с координацией деятельности обоих полушарий мозга.

 

Используйте здравый смысл

Практически все, что мы узнаем о мире, приходит к нам через наши пять органов чувств. Начиная с первых дней жизни, младенцы пытаются потрогать, понюхать, попробовать на вкус, послушать и рассмотреть все, что их окружает. Так что поощряйте и поддерживайте их в этом стремлении с самого начала.

Для ребенка наш мир – очень неприятное и неуютное место. Ведь, когда он появляется на свет, то почти ничего не видит, плохо слышит и не слишком хорошо чувствует окружающую обстановку.

Задача родителей проста: так стимулировать развитие зрения, слуха и осязание своего ребенка, чтобы он естественным образом вышел из этого состояния. Это совсем не сложно. Например, часто родители оформляют детскую комнату в пастельных тонах, а это для малыша настоящая катастрофа. Ему необходимо видеть контрастные цвета, контуры предметов, черно-белые сочетания. Если стены в комнате вашего ребенка бледно-розовые или бледно-голубые – значит, вы создали вокруг него мир, где ничего нельзя увидеть.

Вкусовые ощущения. По словам Джанет Доман, на вкус люди обращают меньше всего внимания. «В обычных обстоятельствах, за несколько первых месяцев жизни ребенок узнает вкус только двух вещей: молока и рвотной массы. Поэтому мы призываем мам ввести некоторое разнообразие в его жизнь: немного лимона, апельсина или мускатного ореха».

Звуки. Рекомендуется включать для ребенка успокаивающую музыку, - как до, так и после рождения. Примечательно, что дети на островах Тихого океана – в Полинезии, Меланезии и Микронезии – в подавляющем большинстве хорошо поют в хоре и почти всегда имеют идеальный слух. Специалисты скажут, что причина этого лежит еще в дошкольной жизни этих людей. Воспитываясь в среде, где песни и танцы играют очень важную роль, они «разложили» эту информацию «по мозговым полочкам» в самые важные, первые годы детства.

Подобным же образом тысячи трех-черырехлетних детей по всему свету сегодня играют на скрипке – причем многие в составе собственных оркестров – благодаря программам, разработанным японским специалистом Шиничи Сузуки.

По мере того, как ребенок растет, многие родители обнаруживают, что поощрять его учиться, используя все органы чувств, становится легче – потому, что сразу получаешь обратную связь. Например, для того, чтобы ребенок понял абстрактную концепцию «круглой формы», он должен сначала накопить опыт обращения с круглыми предметами. Ему нужно время, чтобы почувствовать круглую форму, покатать мячики, подумать о том, что общего между круглыми предметами,  посмотреть на их изображения.  Играя, дети по-разному воздействуют на предметы: толкают, бросают, рвут, кусают и т.д. Именно эта комбинация самого действия и его объектов и превращает игру в столь эффективный образовательный процесс.

 

Используйте весь мир как классную комнату

Ищите различные геометрические формы. Они – повсюду. Показывайте их своему ребенку, и скоро он сам начнет показывать их вам. Окружности – колеса, воздушные шары, солнце, луна, тазы, тарелки, часы, монеты. Прямоугольники – двери, окна, книги, коробки с печеньем. Квадраты – носовые платки, салфетки, окна. Треугольники – крыши, горы, паруса.

Нас окружают противоположности. Это прекрасная возможность учить слова – по ассоциации: если шар поднимается, то он должен опуститься. То же самое происходит с качелями. Огни зажигаются и гаснут, двери открываются и закрываются, после ночи наступает день.

                Каждое посещение универмага – обучающее путешествие. Перед тем, как идти в магазин, попросите своего ребенка помочь вам проверить холодильник и выяснить, что вам нужно купить: для самого малыша и остальных членов семьи. В магазине начните поиски того, что нужно ребенку, попутно объясняя, из чего и как этот продукт получают. И опять же, этот процесс может быть представлен как увлекательная игра: «Давай посмотрим, кто быстрее найдет хлопья».

Учите считать на примере конкретных вещей. Начните с вещей, которые ребенок может потрогать: «Это – одна ложка, а это – две ложки». Потом перейдите к игре: «У тебя один нос, а сколько глаз? У тебя один рот, а сколько ушей? И сколько пальцев?» Привлекайте его к участию, когда вы накрываете стол на двоих, троих или четверых.

 

Великое искусство общения

Конечно, речь является уникальной способностью человека. Дети учат язык, слушая, повторяя и практикуясь. Поэтому разговаривайте с ними с самого начала. Говорите, что вы делаете. Регулярно читайте ребенку вслух. Детские стихотворения – прекрасная вещь: они дают представление о рифме, а рифму легко запомнить. Новозеландская писательница, специалистка по детскому чтению Дороти Батлер советует: «Держите детские книги всегда под рукой, и показывайте их ребенку с самого первого дня, как только вы принесли его домой. Обложки должны быть ярко раскрашены, и поначалу вам надо поощрять малыша фокусировать глаза на этих ярких картинках. Вы можете научить ребенка многому, касающемуся книг, в первые месяцы его жизни». Батлер предлагает перелистывать подходящие книги перед детьми даже самого раннего возраста: «Малышам нужны люди – смеющиеся, разговаривающие, отзывчивые, постоянно вовлекающие их в свою жизнь и предлагающие весь мир в качестве игровой площадки. Давайте дадим детям книги, чтобы усилить это впечатление; книги, где язык и иллюстрации активизируют органы чувств, так, что в результате смысл воспринимается легко, на эмоциональном подъеме».

 

Фрагмент книги «Революция в обучении», М.: Парвинэ, 2003. (в сокращении)